Федеральный Закон № 223 от 21 июля 2014 весьма ощутимо изменил жизнь автовладельцев в России. Вероятно, большинство из них пока не прочувствовали на себе большую часть новшеств — ведь закон вступил в силу не так давно, а оформление полиса и наступление страхового случая — события редкие. Тем не менее изменения столь грандиозны и настолько глубоко меняют всю систему обязательного страхования гражданской ответственности — что внимательно ознакомиться с ними необходимо каждому водителю.

Самые значительные правки внесены в статьи о расчете тарифов, порядке прямого возмещения ущерба, размере страховых выплат, порядке прохождения технической экспертизы. В закон добавили положения о досудебном урегулировании страховых споров и значительно расширили область применения так называемых Европротоколов.

Некоторые изменения вступили в силу 2 августа, другие — 1 сентября. Ниже речь пойдет именно о последних.
 
 

Тарифы

 
увеличился размер базового тарифа;
внесены изменения в существующую систему повышающих коэффициентов;
вводится понятие тарифных коридоров: базовый тариф будет иметь минимальное и максимальное возможные значения, а страховщики могут самостоятельно определять конкретные тарифы, но, разумеется, в заданных рамках.
 
 

Процедура оформления 

 
страховые компании обязаны продавать Полисы ОСАГО во всех своих отделениях;
увеличилась ответственность страховых компаний за неправомерное использование бланков полисов;
страховщики обязаны выплачивать компенсации по всем выданным полисам ОСАГО (кроме тех, которые числятся украденными);
обратная связь: представители страховой компании при заключении договора ОСАГО обязаны использовать информацию АИС РСА о значении КБМ и о прохождении ТО, а затем, в течение 1 дня после подписания документов — сообщить АИС РСА информацию о новом договоре страхования.
 
 

Досрочное прекращение

 
если договор ОСАГО прекращается досрочно — одна пятая часть страховой премии удерживается, а размер возвращаемой автовладельцу сумы денег пропорционален длине оставшегося (не использованного) срока действия полиса.
Сокращение количества полисов
больше не нужно оформлять две отдельные страховки на тягач и прицеп к нему: в полис, оформленный на основное транспортное средство, просто внесут отметку о прицепе;
техника на гусеничном, саночном или любом другом неколесном ходу не подлежит обязательному страхованию.
 
 

Европротокол

 
максимально возможный размер выплаты составляет 50000 руб., а в некоторых случаях — 400000 руб.;
для того чтобы страховая компания принялаЕвропротокол, должен быть выполнен ряд правил: точка зрения на причины и механизм произошедшего ДТП у всех его участников должна совпадать, ущерб должен бытьнанесен только транспортным средствам, а сумма ущерба — не превышать установленные лимиты;
значительно расширен перечень оснований для так называемого регресса по ОСАГО: теперь виновник ДТП будет выплачивать возмещение ущерба пострадавшей стороне со своего кармана, если он не успел на протяжении 5 дней с момента происшествия направить в страховую компанию «Извещения о ДТП», не смог или не захотел предоставить свой автомобиль на осмотр страховщику, или же приступил к ремонту ТСраньше чем через 15 дней после аварии.
 

 

Выплаты

 
срок выплат — 20 календарных дней (но при этом нерабочие праздничные дни не учитываются);
за каждый день просрочки начисляется штраф — 1% от общей суммы выплаты;
если же страховщик затягивает с направлением отказа, а не с выплатой — размер штрафа составляет 0,05% от страховой суммы в день.
 
 

Страховые споры

 
процедура досудебного урегулирования спора теперь обязательна;
страховая компания обязана рассмотреть претензию и дать на нее ответ в течение 5 дней;
если дело все же дошло до суда, то срок рассмотрения первичного обращения по ОСАГО должен составлять не более 20 дней;
если суд встал на сторону истца, страховая компания будет обязана уплатить штраф, размер которого составляет 50% от суммы недоплаты (данная норма регулируется не законом об ОСАГО, а Законом о защите прав потребителей).
 
 

Альтернативное возмещение ущерба

 
если страховая компания заключила соответствующие договора с одной или несколькими СТО, пострадавшая сторона в ряде случаев может вместо денежной компенсации получить направление на бесплатный ремонт.